1.2 Понятие и процесс планирования

Планирование – вид, сфера деятельности органов управления предприятием по предвидению будущего состояния его экономики на основе учета действия законов развития природы и общества, а также тенденций развития предприятия, области и национальной экономики. Процесс планирования состоит в определении цели, которой предприятие хочет достичь за определенный период, а также средств, путей и условий ее достижения.

Планирования – это беспрерывный циклический процесс, целью которого являются приведения возможностей предприятия в соответствие к условиям рынка, а также приведение возможностей предприятия в соответствие тем факторам рынка которые не подвергаются влиянию (действие маркетинговых факторов).

Основными задачами планирования являются ответы на следующие вопросы: Где? Куда? Как?

Объектом планирования является производственно-коммерческая деятельность предприятия, его научно-техническое развитие, социальная сфера, охрана окружающей среды.

Субъектом планирования является предприятие, цех, участок, поточный линия, рабочее место.

Результатом планирования является план, который представляет собой сложную социально-экономическую модель состояния предприятия и его подразделов в будущем, характеризует пропорции и темпы развития.

Основой планирования выступает система экономических законов:

· основной экономический закон, который предопределяет необходимость учета экономической эффективности общественного производства с целью наиболее полного удовлетворения нужд населения и получение прибыли;

· закон соответствия спроса и предложения, которое обеспечивает равновесие предприятия как экономической системы;

· закон стоимости и др.

Предприятие осуществляет свою деятельность согласно внутризаводскому плану. Оно старается за счет усовершенствования планирования и организации производства снизить себестоимость продукции, повысить ее конкурентоспособность, обеспечить преимущества над конкурентами и расширить сегменты своего рынка. Процесс планирования предусматривает определение главных целей предприятия и путей их достижение. В рыночной экономике главными направлениями планирования является сбыт, производство, снабжение, кадры и финансы. Процесс разработки планов охватывает четыре этапа:

Этап 1опрогноз тенденций рынка и определение общих целей предприятия;

Этап 2нопределение краткосрочных и среднесрочных конкретных целей на срок 1, 2, 3, 5 лет;

Этап 3 выбор эффективных путей и средств для достижения определенных задач;

Этап 4 организация контроля за выполнением задач путем сравнения плановых и отчетных показателей планов и соответствующих показателей конкурентов.

Составление оптимальных планов нуждается в использовании достаточной внешней и внутренней информации. Для успешного решения задач развития предприятия планы должны предусматривать беспрерывный технический прогресс, повышение производительности работы, увеличение объемов производства и реализации продукции, удовлетворение спроса целевых потребителей, эффективное использование основных производственных фондов и оборотных средств, повышение качества и конкурентоспособности продукции, снижение себестоимости, повышение прибыльности и расширение рынка сбыта.

Рядом с решением производственных вопросов планы должны предусматривать создание благоприятных условий для повышения качества жизни и благосостояния работников предприятия путем создания и развития социальной инфраструктуры и применение соответствующих мотивационных мер.