1.4 Методы планирования деятельности предприятия

Перспективное и текущее планирование есть одним из видов технико-экономического планирования. Главным методом технико-экономического планирования является балансовый метод, по которому определяют систему взаимозависимых показателей: наличие и потребность в ресурсах, их использование, источника поступлений и их распределение, а также приведение в единую систему количественных и качественных показателей перспективного и текущего планов.

На предприятиях составляют балансы основных фондов, рабочей силы, материальных, финансовых и энергетических ресурсов. Баланс основных фондов (производственных мощностей) характеризует их движение и дает возможность рассчитать коэффициенты их обновления и убытия. Составляются также балансы рабочего времени оборудования, рабочих для определения возможности выполнения производственной программы.

Материальный баланс определяет потребность в материалах согласно производственной программе и источника их поступление.

Энергетический баланс помогает определить общий объем энергопотребления, источника поступления энергии и затраты на ее покупку.

В финансовом балансе сравнивают поступление и доходы с затратами, а также определяют суммы платежей в бюджет.

Метод «Точно в термин». Его применяют для организации работы всех подразделов фирмы. Он состоит в согласовании планов их деятельности с общим планом фирмы. Цель метода состоит в обеспечении поставки продукции (сырья) предприятий-поставщиков точно в тот срок, когда заканчивается предыдущая партия поставки. Метод позволяет сделать невозможным большие запасы продукции и сырья или свести их к минимальному уровню и уменьшить площади складских помещений.

Метод изучения рынка потребительских товаров. Фирмы, которые вырабатывают потребительские товары, реализуют свою продукцию через розничную сеть, а также через независимую от фирмы торговую сеть. И в первом, и во втором случаях для планирования объема реализации продукции фирма изучает рынок своих товаров.

Изучение рынка осуществляется по таким направлениям: определение товаров или групп товаров, которые пользуются повышенным спросом у потребителей, исследование тенденций сбыта товаров в отдельных регионах, за группами потребителей и сезонной динамики сбыта. Полученные данные помогают определить емкость рынка отдельных районов и в целом в стране. Эта информация дает возможность определить местоположение новых торговых объектов, а также расширить и модернизировать существующие.

Некоторые предприятия практикуют составление карт основных рынков сбыта не только своих товаров, а и товаров конкурентов.

Предприятия также изучают зависимость спроса на свой товар от видов и образов паковки, фасовки и дизайна. Такой анализ дает возможность точнее определить структуру спроса.

Одним из эффективных методов планирования, который предусматривает применение графических методов и компьютерных систем, есть система сетевого планирования и управления (СПУ). Система моделирования дает возможность оптимизировать плановые показатели на стадий их расчета и раньше времени отстранить «узкие» места, которые оказываются при расчете и анализе модели.