4.1 Понятие производственной программы и необходимость разработки производственного плана в рыночных условиях

В рыночных условиях хозяйствования разработка плана производства и продажи продукции является центральной задачей комплексного планирования технико-экономического развития предприятия. План производства определяет генеральное направление деятельности всех структурных подразделов предприятия, выступает основой текущего внутрипроизводственного планирования.

Рынок требует: выпуска адресной продукции и выполнения разных работ и услуг; обновление продукции по инициативе покупателей и, соответственно, частых закупок ресурсов; планирование наступательных действий на конкурентов; осуществление продуманных бюджетных затрат и т. д. Гибкая производственная политика предприятия может входить в конфликт с целями отдельных подразделов и служб, которые настроены на массовое производство, ограниченное количество видов продукции, стабильные планы, стойкое финансовое состояние, пассивное отношение к конкурентам.

В процессе планирования производства и продажи продукции должен достигаться компромисс между возможностями выпуска и сбыта продукции, способностью новой продукции полноценно заменять старую, затратами и прибылью, потенциалом развития и капиталовложениями, выгодой от освоения новой продукции и риском. Поэтому в процессе разработки планов производства продукции необходимо определить множественные цели и стимулировать согласование действий между отдельными подразделами.

Годовые планы производства каждого предприятия предусматривают взаимосвязанную систему плановых показателей, которые характеризуют:

· основную цель производственной деятельности предприятия и его структурных подразделов;

· объемы и сроки производства продукции (работ, услуг);

· производственные мощности предприятия, цехов и участков и сбалансирования с ними годовых объемов производства;

· распределение запланированных работ за основными цехами исполнителями заказов;

· выбор средств и методов достижения запланированных показателей, уровень загрузки технологического оборудования;

· обоснование методов и форм организации производства запланированной продукции, контроль за выполнением плана производства и реализации продукции.

Для предприятия объем продукции, которую в данное время можно реализовать и, соответственно, целесообразно выработать в плановом периоде, определяет спрос.

Предложение — это количество продукции, которую производитель может вы делать и предложить к продаже на протяжении определенного период времени на базе имеющегося экономического потенциала.

При планировании производства продукции важно обеспечить равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением.

Совокупным спросом называется суммарная величина спроса на всю продукцию предприятия, которая состоит из спроса промышленных предприятий и организаций, население, государственных учреждений.

Совокупный спрос, как правило, зависит от характера товара, времени года, уровня платежеспособности, темпов экономического роста. Он колеблется, что, соответственно, отображается в планах выпуска.

Совокупным предложением Называется суммарная величина предложения всех видов продукции (работ, услуг), которую может предложить предприятие для реализации (предоставление) на протяжении определенного период времени при условии эффективного использования имеющегося экономического потенциала.

Совокупное предложение зависит от технического уровня производства уровня инвестирования, эффективности управления и т. п. Совокупное предложение является более стабильным параметром деятельности предпринимательских структур, чем совокупный спрос. Если совокупный спрос в значительной степени зависит от факторов внешнего среды, умение их прогнозировать и учитывать, то совокупное предложение, в основном, зависит от мобилизации внутренних факторов, оперативности реагирования предпринимательских структур на изменения во внешней среде, ее колебание есть сравнительно незначительным. Величина совокупного предложения может оцениваться с помощью показателя среднегодовой производственной мощности предприятия, вымеренного в стоимостной форме.

На конкретные периоды времени с учетом колебаний спроса разрабатываются агрегированные планы выпуска, которые, кроме объема продажи, учитывают: возможности хранения готовой продукции; потребность во внеурочной работе или простой рабочих; передачу части работы подстрочникам; наем или освобождения работников.

С учетом совокупного предложения и совокупного спроса формируются агрегированные планы совокупных объемов производства продукции (работ, услуг) соответствующей номенклатуры и ассортиментов.

Цель агрегированного планирования производства состоит в обеспечении удовлетворения совокупного спроса на продукцию при минимизации включения тех или других заказов в производственную программу предприятия.

Для принятия конечного решения необходимо учитывать показатели затрат и ограничения основных ресурсов производства, скорость реализации продукции, своевременность уступки средств и т. д.

В процессе разработки производственной программы формируются номенклатурный и ассортиментный планы предприятия.

Номенклатура — это классифицированный перечень материальных ценностей, которые создаются на предприятии и за своим экономическим назначением относятся к продукции производственного потребления (группа «А») и личного потребления (группа «Б»).

Ассортименты — это перечень и соотношения отдельных видов продукции в составе отдельной номенклатурной группы, которые отличаются между собой параметрами, внешним оформлением, назначением и другими характеристиками.

Выделение номенклатурных и ассортиментных групп продукции в состав производственной программы позволяет обеспечить добротную обоснованность плановых показателей и более оперативное изготовление продукции на предприятии, учесть уровень использования производственных мощностей.

Производственная программа промышленного предприятия разрабатывается «цепным методом» по структурным подразделам в порядке обратном к ходу технологического процесса. При этом обосновываются объемы и сроки выпуска продукции.

Производственная программа основных цехов предприятия используется для разработки плановых задач для вспомогательных и обслуживающих подразделов (ремонтных, транспортных, складских, заготовительных , т. д.) и управленческих служб (маркетинговой, технологической, производственной, финансовой, снабженческой и т. п.).

При планировании объемов производства и реализации продукции учитываются платные услуги предприятий населению. Платные услуги населению могут осуществлять предприятия, которые имеют в своем составе такие подразделы: строительный или ремонтно-строительный; ремонтно-механичный; автохозяйство и авторемонтные службы; жилищно-коммунальные; дошкольные детские учреждения; объекты общественного питания; дома культуры, клубы, спортивно-оздоровительное и профилактическое заведения; гостиничное хозяйство и т. п.

Объем платных услуг определяется возможностями специализированного подраздела и спросом на соответствующие услуги.