7.5 Планирование средней заработной платы

При планировании средней заработной платы учитываются все выплаты работнику на протяжении планового года. Среднюю заработную плату Рассчитывают на один среднеучетного работника путем деления фонда заработной платы на средне учетную численность работников.

При планировании увеличения средней заработной платы определяются соотношения между темпами роста производительности работы и средней заработной платы. При определении этого соотношения нужно определить, за счет каких факторов повысилась производительность работы. Если производительность работы возрастает за счет повышения квалификации работника, сокращение потерь рабочего времени, то согласно этому должна возрастать заработная плата. В то же время частица повышения производительности работы, полученная чем счет внедрения новой техники, технологии не должна сопровождаться увеличением зарплаты. Для этого нужно пересмотреть нормы выработки, времени, обслуживание и снизить расценки.

Налогообложение заработной платы

Заработная плата как совокупный доход работника, подлежит налогообложению. Согласно Закону « О сборе и обязательном государственном пенсионном страховании» №400/97 – ВР от 26.06.1997 г. для объектов предпринимательской деятельности, независимо от форм собственности, ставка Сбора на государственное пенсионное страхование Составляет 32% от фактических выплат заработной платы. Для физических лиц, которые работают на условиях трудовых соглашений – 1% при размере дохода до 150 грн и 2% при доходах от 150 до 1000 грн. Общая сумма налогооблагаемого дохода определяется в порядке, утвержденному Кабинетом Министров Украины.

Сбор на социальное страхование На случай безработицы для работодателей составляет 2,1%, а рабочих – 0,5% от совокупного дохода.

При временной потере трудоспособности, а также в связи с затратами, обусловленными рождением или погребением, для объектов предпринимательской деятельности независимо от форм собственности ставка сбора составляет 2,9% их совокупного дохода, а для физического лица – 0,5%, если доход больший чем 150 грн, или 0,25%, если доход меньший чем 150 грн.

Рядом с названными отчислениями заработная плата облагается налогами еще одним налогом – Прибыльным. Объектом налогообложения граждан, которые постоянно проживают в Украине, есть совокупный годовой доход, полученный из разных источников. как на территории страны, так и за ее пределами. Особенности обложения подоходным налогом приведенные в Декрете Кабмина Украины « О подоходном налоге из граждан» №13-92 от 26.12.1992 г. с изменениями и дополнениями №36696 – ВР от 12.09.1996 г.

Реформирование и проблемы усовершенствования оплаты труда

Рассмотревши предыдущие разделы, можно сделать вывод, что оплата труда в Украине находится на неудовлетворительном уровне. Главными недостатками в ее организации есть:

· консервативные, не рыночные принципы организации оплаты труда в экономике Украины;

· низкий уровень заработной платы, которая меньшая чем уровень границы малообеспеченности, особенно в государственном секторе экономики;

· отсутствие стимулирующей роли тарифной зарплаты, которая представляет незначительную частицу в общей структуре оплаты труда (20%);

· незначительная частица зарплаты в валовом внутреннем продукте (20%), тогда как в развитых странах она достигает 60%;

· потеря стимулирующей роли гарантированного государством минимума заработной платы и всех ее функций;

· большие диспропорции в уровнях заработной платы работников одинаковых профессий и квалификации на предприятиях разных форм собственности;

· отсутствие взаимозависимости между оплатой и конечными показателями работы работников;

· уравниловка в оплате работы;

· несогласование основных принципов формирования финансовых источников оплаты труда, и их использование;

· наличие существенных недостатков в централизованном регулировании уровня оплаты в разных сферах экономики;

· противоречивость законодательных, нормативных и методических рекомендаций по вопросам организации заработной платы и практическое отсутствие правового и организационно-нормативного механизма регулирования этих вопросов.

Следствиями этих недостатков являются усиления эксплуатации нанимаемой работы, обострение социальной напряженности в обществе и непроизводительная занятость населения.

Основными задачами реформирования оплаты труда и трудовых доходов есть создания условий, при которых каждый желающий работать получал бы заработную плату согласно своим способностям, объему и качеству работы, а тот, кто не может работать, получал бы государственную помощь. Нерыночный характер стимулирования и мотивации работы, ее организации нуждаются в немедленном реформировании.

Организацию заработной платы и материального стимулирования нужно реформировать поэтапно с учетом экономического и социального положения в Украине.

На первом этапе нужно отстранить названные недостатки. Одновременно на этом этапе нужно установить обоснованный уровень минимальной заработной платы с учетом границы малообеспеченности и минимальных затрат на воспроизведение рабочей силы. Основываясь на размере минимальной зарплаты, нужно пересмотреть имеющиеся соотношения в заработной плате между отдельными категориями работников с учетом тарифно-формирующих факторов квалификации, сложности работ, их объемов, условий работы и уровня ответственности работников за выполненную работу.

На второму этапе ( при условии стабилизации рынка работы) нужно осуществить мероприятия по разгосударствлению и децентрализации заработной платы, предусмотревши органическую взаимосвязь между принципами формирования средств на оплату труда и принципами их расходование и передачу большинства функций относительно условий оплаты субъектам хозяйствования. Старание осуществить эти меры предполагались Законом « О предприятии в Украине», но со временем они были заблокированы подзаконными актами.

При благоприятных условиях для развития экономики целесообразно начать третий этап реформирования организации заработной платы. Благоприятные условия на рынке работы могут сложиться вследствие успешного реформирования и структурной перестройки экономики. Они будут содействовать росту безработицы и одновременно будут отстранять такое негативное явление, как скрытая безработица. При этом могут сложиться условия для формирования заработной платы как сугубо рыночной категории и устранение главных недостатков ее современного состояния.