9.1 Планирование прибыли и ее распределения на предприятии Планирования прибыли

Прибыль и рентабельность производства являются главными обобщающими показателями производственной и хозяйственной деятельности предприятия. Продавая произведенную продукцию по оптовым ценам, предприятие компенсирует свои затраты на производство и сбыт и обеспечивает возможность создания денежных накоплений.

В условиях рынка прибыль позволяет предприятию решать тактические задачи хозяйственной деятельности, характеризует эффективность использования производственных фондов, финансовых средств и рабочей силы, является источником формирования государственного бюджета за счет уплаты налогов, а также инвестирование развития производственной и социальной инфраструктур предприятия, он есть и главным источником материального стимулирования работы и создает предпосылки для будущего развития.

Балансовая прибыль предприятия (Финансовый результат) Состоит из таких элементов:

· прибыль от основной производственной деятельности (сбыт продукции, работ и услуг);

· прибыль вспомогательных и обслуживающих производств прибыль от другой реализации);

· прибыль (убытки) от хозяйственных операций с учетом штрафов, убытков и т. п.

Главную часть прибыли предприятие получает за счет сбыта произведенной продукции. Прибыль от реализации Определяется по формуле:

(9.1)

Прибыль от другой реализации Состоит из поступлений от реализации работ и услуг непроизводственного характера, электроэнергии, тепловой энергии, газа, топлива, которые отпускаются на сторону.

В годовых планах прибыль от реализации другой продукции, которая не планируется, а также продажи купленных товарно-материальных ценностей определяется прямым расчетом, исходя из фактической реализации работ и услуг.

При планировании прибыли в плане не предполагаются дополнительные затраты и убытки, связанные с нарушением действующего законодательства. В том числе уплаченные и полученные пени, штрафы, списания долгов, убытки, которые возникают при отказу клиентов покупать продукцию.

Балансовая прибыль (Финансовый результат) не уменьшается на сумму убытков от деятельности жилищно-коммунального хозяйства, затрат на удержание социальной инфраструктуры, потому что они компенсируются за счет прибыли.

Согласно современной методике расчета, прибыль рассчитывают в такой последовательности.

Рассчитывается валовой доход:

(9.2)

Рассчитывается прибыль от реализации продукции:

(9.3)

Где − валовой доход предприятия, тыс. грн;

− валовые затраты предприятия, тыс. грн;

− прибыль от реализации продукции, тыс. грн.

Рассчитывается, чистая прибыль:

(9.4)

Где − сумма налога на прибыль (30% от прибыли), тыс. грн.

Рассчитывается, балансовая прибыль (Финансовый результат):

(9.5)

Где − прибыль внереализационная, тыс. грн;

− убытки, штрафы ( определяется по факту), тыс. грн.

На прибыль предприятия могут влиять такие факторы: изменение объемов производства товаров; изменение цен на единицу продукции; изменение себестоимости произведенной продукции. Эти факторы влияют на финансовые результаты предприятия как отдельно, так и вместе.

Учитывая, что каждый вид товара имеет соответствующую цену и себестоимость, поэтому структурные сдвиги ассортиментов приводят к увеличению или уменьшению общей прибыли предприятия. Каждое предприятие старается вырабатывать такие виды продукции, которые дают ему возможность получить максимальную прибыль, но одновременно оно должно выпускать и менее рентабельные виды для сохранности завоеванных сегментов рынка.

Количественный, ценовой и затратный факторы за характером действия обобщающие. Они отображают конечный результат процесса производства и реализации продукции.

Объем производства продукции зависит от уровня использования основных производственных фондов, трудовых и материальных ресурсов. При планировании по каждому направлению выделяют еще два фактора – интенсивный и экстенсивный.

Экстенсивными факторами является фондовооруженность, материалоемкость, численность работников. Интенсивными факторами является общая рентабельность предприятия, производительность работы и т. п.

Цена – определяющий фактор формирования финансового результата предприятия. ее уровень зависит от внутренних и внешних факторов.

Внутренними факторами ценообразования является плановый уровень себестоимости продукции и уровень рентабельности.

В качестве внешних факторов выступают соотношения объема спроса и предложения, среднерыночные цены и цены конкурентов.

Главное задачам управления ценовой политикой состоит в оптимальном согласовании внутренних и внешних факторов с целью достижения ценовых преимуществ перед конкурентами.

На себестоимость продукции влияют структура затрат и технико-экономические условия производства. Структурные факторы отображают составные элементы себестоимости: сырье, материалы, полуфабрикаты, топливо, энергия, заработная плата и др.

Технико-экономические условия производства влияют на формирование затрат каждого элемента, учитывая емкость затрат (материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость) и их стоимость (цены на материалы, сырье, энергоносителе, рабочую силу). Уменьшение емкости затрат является главным фактором снижения себестоимости продукции, учитывая, что стоимостный фактор является внешним фактором.

Таким образом, планирование финансового результата предприятия предусматривает учет широкого кола факторов, которые связаны со всеми сторонами финансового хозяйственной деятельности предприятия. При этом не следует разделять эти факторы на главные и второстепенные, потому что каждый из них может как содействовать получению большой прибыли, так и послужить причиной значительные убытков.